По задумке кратко, на самом деле — нет
1. El Matador (4/10)
Я прикасался к этому недоразумению ещё в начале марта, и стоит по нему высказаться, пока ещё что-то помню. В лучшие моменты El Matador это прям Max Payne 2, только более красочный. Во всех остальных случаях это визуально сносная поделка с абсолютно никакой стрельбой, так ещё, собака, тяжёлая — не сложная, а именно тяжёлая. Я, кстати, прошёл Max Payne 3 на максимальной сложности — я вам ненавязчиво напоминаю. Так вот, в случае "Матадора" я не мог пройти и первый уровень этой замечательной игры, пока не переключился на лёгкую сложность — и всё равно несколько раз завалил попытку. Я не знаю, такую жидкую стрельбу ещё нужно поискать — у тебя в руках не ствол, а водяной распылитель, который не убивает вообще никого. Зато патроны от него летят дай боже.
Первый уровень вообще очарователен с точки зрения дизайна. Например, там есть такие приколы как мужик с дробовиком, сидящий за кустом — буквально. Ты его по первой не видишь, а он тебя — да, чем и пользуется. Меня ещё душил коридор сразу после, но я уже забыл, почему — помню, что этот сраный уровень был ещё на время, и я вообще не успевал. Ещё этот графен из нулевых — в статике вроде красиво, но в движении оно всё превращается в какой-то театр поролоновых изделий, я не знаю. У меня ещё тени лагали — я оную от трубы с собой таскал по крышам, если вы понимаете. Как помню, вертикальной синхронизации нет, но это не точно. А ещё постановка это прям комедия. Короче, продукт нулевых как он есть. Играть вроде и можно, но оно и в год выхода не сильно радовало, я уверен.
2. The Hong Kong Massacre (6/10)
У этой штуки "смешанные" отзывы в Steam, что вроде и понятно, а вроде и не то, чтобы справедливо. Это Hotline Miami, визуально и концептуально подражающая стилистике гонконгских боевиков, однако принцип тот же: один выстрел — один труп. Поначалу тебе чертовски сложно, даже с учётом буллет-тайма, а потом ты узнаёшь, что на правую кнопку мыши герой начинает исполнять удивительные пируэты, уворачиваясь от пуль, как мессия ганплей-порно (интересно, такое понятие есть, или я его выдумал?). Вот только эта штука хоть и делает перестрелки киношными под стать референсу, но и перечёркивает всякую тактику и расчёт, заставляя тебя прыгать по углам, как позитивно заряженного наркомана. В противовес тому в "Массакре" не самое отзывчивое управление — герой будто не поспевает за тобой и реагирует с опозданием. Также моей игре препятствовал собственный монитор 16:9, дающий мне исчерпывающую информацию по горизонтали, и ничего касательно того, что ждёт меня "вверху" уровня.
Вообще это предельно аркадная вещь, и спрашивать с неё особо нечего — если принять здешние условности и нюансы, то прыгать и палить достаточно весело. Вот только высокий уровень рандома вкупе с неповоротливостью персонажа всё равно сказываются на процессе. Да и устаёшь ты от этого очень быстро — я заходил в игру раз 5, а наиграл лишь около 2-х часов. Среди прочих проблем видеоигры нет ощущения того, что твоя смерть именно что заслуженная, и что ты можешь извлечь из неё урок — есть понимание, что ты кого-то не увидел или неудачно прыгнул под автоматную очередь. Это фрустрирует. Зато враги напрочь глухие, что смешит.
Скорее рекомендую, чем нет — позалипать минут на 40 в день годится.
3. Neverinth (5/10)
Я вот, вроде как, терпеть не могу роглайки, но иногда всё-таки случается здесь оказаться. Особенно когда игра стоит 30 рублей и тебе банально интересно, что там можно увидеть. А там, короч, анимешная данжен-кроулер-адвенчура, как-то сюжетно подвязанная под скандинавскую мифологию, но это сразу забей. Игромеханически это залёт на поприще нашего любимого (нет) Дарк Сосалуса, с примерно всеми теми же приколами — даже оружие о стены ударяется и отскакивает. Понятное дело, что здесь оно всё работает ещё более криво, чем в прародителе, и ощущается персонаж абсолютно бестелесно — как говорится, ну а чего ты хотел, если продукт застыл на версии 0.4 с 2020-го года и до самого Рагнарёка. Однако в моменте я поймал настрой и мне начало нравиться — симпатичная внешне безделка про зачистку коридоров, лишённая всяких гнетущих гримдарковых мотивов и прочей суеты, где ты просто бегаешь за одну из трёх анимешных девочек и начищаешь жало каким-то грозным мужланам в поисках не самого навязчивого лута. А там в процессе прокачиваешь персонажа за условные "души" на один забег, ну и какая-та метапрогрессия в игре тоже есть. Так ты ещё и при смерти можешь продолжить сразу с того уровня, до которого успел добраться — это что, роглайк для нормальных людей?
А вот и нет. Стоило мне малость разыграться и перейти на второй уровень как игра тотчас озлобилась и начала меня унижать. Я, конечно, такой себе сосалус-геймер, но Neverinth это непроходимая срань. Из трёх героинь и их наборов оружия я мог что-то сделать лишь на девке с катаной — и то потому что у неё есть подлый приём, подкидывающий врага в воздух. Но даже так я жил не то, чтобы долго. Например, здесь есть великаны с молотами, и по-хорошему это такой себе мини-босс, лупить которого нужно пару минут с высоким риском отъехать — так вот, таких в одной комнате может быть два. Ах да, уровни в игре рандомно генерируемые и каждый новый старт рисует тебе что-то непредсказуемое — и это всегда какое-то ублюдство. Вот игра изобразила мне комнату, где меня сношают под перекрёстный залп трёх лучников на равноудалённых окраинах — честно ли это? Мне вот не показалось.
У нас здесь всё-таки рогалик, и игра как бы не настаивает, но она надеется, что ты будешь браться за очередную попытку с первого уровня, чтобы накопить "души" и немного поднять себе атрибуты, ну и поискать оружие получше тоже неплохая задумка — но какая с этого польза, когда тебя выносят вперёд ногами в первые 5 минут от начала настоящего испытания. В отличие от злосчастного Дарк Сосалуса тут ещё и условия боя всякий раз меняются, ты даже подготовиться к ним не можешь. На это накладываются геймплейные проблемы в виде всё той же невесомости героини и её атак, а также плохой читаемости атак вражеских. Встречаясь с этими чуваками в доспехах, ты никогда не знаешь, кто из вас ударит по другому первым — ты по нему или он по тебе. А это принципиальный момент, потому что этим обалдуям требуется 2 — 2,5 удара, чтобы уложить тебя спать. Короче говоря, обязательно найдётся кто-то, кто зарашит этот ужас на морально-волевых, но это точно не я. Но даже как-то обидно — я провёл в игре часа 4 и мне в моменте прям нравилось, вопреки всему, что должно было отталкивать. Однако, как ни старался, не вышло остаться здесь на подольше.
Я прям настоящий душевный видеогеймер — с энтузиазмом исследую игры и жанры, от которых раньше блевал дальше чем видел.
4. Marathon (7/10)
Шутер-лайк в сеттинге коридор-панка, наше любимое. На самом деле, это было неожиданно хорошо — понятное дело, ремастер-версия сильно облагораживает картинку, но тут и про геймплей стоит обкашлить вопросик.
Поначалу всё выглядит до печального невзрачно — вот тебе кишка, беги по ней, убивай каких-то бесполезных врагов по одному или, может, двое за раз. Так оно выглядит поначалу. Мне это напомнило какую-то всратую игру про чужих с PS1 — там ты тоже только вперёд бежишь и расстреливаешь в упор мишени. С Marathon, однако, всё немного сложнее. Ни о какой конкуренции с Doom в вопросах экшена здесь речи не идёт, но и поупражняться с револьвером есть на ком.
Marathon, как бы мы сейчас сказали, он про саспенс — выдерживает интригу через ложное чувство спокойствия, чтобы затем поймать тебя в ловушку, зажав с двух сторон в тесной шахте; или попытаться задавить числом, заманив в комнату и выставив сразу 5 и более противников за раз. Так игра ещё и сложная, и требует оперативности, реакции и прочих геймерских навыков — откуда им ещё взяться в 1994-м?
У меня есть вполне конкретная проблема с этой игрой — это левел-дизайн, здесь всё по классике. Я заблудился в шахтах на первом же уровне и думал, что на этом спектакль окончен. Путь я в итоге нашёл, но это было истязание в лучших традициях, когда ты уже за следующим поворотом забываешь где был, потому что вообще всё вокруг одинаковое. Это ещё если Император озарит тебя проницательностью и ты сообразишь, как решить здешнюю загадку — при том условии, что ты не то, что не знаешь о возможности интеракции с консолями в этой игре, а даже кнопка действия тебе неизвестна, тебе её не говорят. Зато кнопки 4 или даже 5 отвечают за стрельбу. И отсутствует как явление кнопка перезарядки оружия, хотя её наличие как будто бы подразумевается.
Marathon он куда больше про System Shock, чем про Doom. В игре есть вполне себе сюжет, подаётся который приемлемым научно-фантастическим образом — через компьютеры, которые встречаются там и тут. Они же доводят до тебя суть твоей миссии, которая заключается в том, чтобы бегать из конца в конец и нажимать какие-то штуки — суть здесь в том, что поручения контекстно обоснованные, это вам не разноцветные ключи собирать. Игра говорит — иди, короч, в лабораторию, — и действительно, на карте это место помечено как лаборатория, и не так важно, что на деле это типичная пустая комната 5х5 метров. Сюжет здесь заурядно жанровый — инопланетяне саботируют космическое судно, мы им мешаем, подробностей не знаю, в английском я не силён — извините.
Ну и ещё немного про сложность — лечиться здесь можно только у специальных терминалов, сохраняться тоже. Терминалы эти встречаются отнюдь не везде. В какой-то момент, на уровне 3-м или 4-м, я обнаружил себя в ситуации, когда у меня заканчиваются патроны, от здоровья осталось одно деление, и я нигде не вижу возможности всё это восполнить — неплохо меня поизмотали местные ксеносы, при всей одномерности их поведения.
Не знаю, насколько меня ещё хватит плутать в здешних коридорах, но в игру неиронично хочется вернуться — да, Marathon простенькая и невзыскательная бродилка с рядом досаждающих проблем, но здесь вещи как будто бы имеют смысл. Игра имеет контекст, относится к тебе серьёзно и создаёт впечатление, что она значительнее, чем является — это приятно. Про Doom ты уже всё понимаешь за первые 2-3 уровня, а вот в Marathon словно бы есть место для интриги и чего-то нетривиального — ещё б я в самом деле читал здешние брифинги.
А ещё, кстати, игра не уступает детищу Кармака технологически — здесь и те же иллюзии с трёхмерным пространством, и динамическое освещение, и даже врага можно застать врасплох. Удивительно как история избирает себе любимцев из, казалось бы, равных друг другу кандидатов.
Marathon, к слову, существует в трёх частях, ремастер-версии которых прямо сейчас доступны в Steam совершенно бесплатно. Как минимум, есть резон потрогать триквел — на скриншотах он выглядит посовременней.
5. Doom 64 (7/10)
Я тут малость забыл, в какой рубрике нахожусь, и снова ушёл в повествование на часы. С Doom для Nintendo 64 так уже не получится, здесь мне действительно нечего сказать. Этот Doom выглядит стильно, в меру мрачно, лишен раздолбайского угара оригинальной игры. Ни о каких противостояниях толпам чудовищ речи здесь не идёт, поэтому акценты смещены в сторону разнообразия маленьких потасовок. Где-то на 3-м или 4-м уровне ты уже сталкиваешься с рыцарями Ада и всем прочим бестиарием игры. Играется весьма недурно, медитативно — лично мне нравится куда больше оригинала. Хотя плутать здесь тоже приходится, и добравшись до 6-го уровня, я окончательно понимаю, что без "Ютуба" уже не вывожу.
Эпилог
Пока что на этом всё. Была ещё пара интересных вещиц, но о них как раз следует поговорить подробнее. Тут бы сказать "играйте в хорошие игры", но как будто бы непохоже, что это про меня. А ещё года 3 назад мне казалось, что я уже купил в "Стиме" всё, что хотел, однако до сих пор продолжаю с некоторой периодичностью выбрасывать деньги в монитор на какую-то срань, которую даже запускать не буду. Не знаю, я просто дорожу тем, что ко мне вернулась радость от времяпровождения за видеоиграми — за последние года 2-3 я открыл для себя и прошёл больше таковых, чем за предыдущие 10, а то и 20. Мне и сейчас порой кажется, что ничего кроме "Варкрафта" и "Доты" я и не знал до сих пор.
Онлайн-игры вещь, конечно, уместная, но они похищают у нас столько впечатлений, которые можно было бы получить в одиночном приключении — и только там. По сути, я жадно пытаюсь наверстать культурный опыт, который должен был быть размазан по всей предыдущей жизни — отчего-то на моём пути по этому миру хорошие вещи и значимые события случаются до боли поздно. Оттого, в том числе, так хочется обо всём этом говорить, обсуждать — как в первый раз.
Это не всё, что я видел и чем хотел бы поделиться за этот год. Если прочитанное тебе по нраву, приятель, то оставь одобрительную реакцию и это сподвигнет меня рассказать немного больше.
Лучшие комментарии
South of midnight и midnight walk, по мне, как раз обскурные игровые продукты. Это не значит что в них не стоит играть, зачастую как раз наоборот, такие игры могут подарить новые ощущения. И вот как раз ничего прям нового в экспедиция, kingdome come 2 и doom'е для меня нет. =)
БрокколиНу там экспедиция, kingdome come 2, doom, south of midnight, midnight walk если с этого года, ну и огромное количество годноту прошлых лет. Был бы я бессмертный, я бы тоже может играл во всякий обскурный игровой продукт, но у меня мало времени и путь моы земной конечен, поэтому я использую обзоры для помощи в поиске годноты и сразу заканчиваю играть, если понимаю, что игра не прет.
Марафон напоминает Zero Tolerance
Да, действительно. Но Zero Tolerance был куда проще устроен, да и сражался ты там в основном с управлением
Мне в целом The Hong Kong Massacre понравилась. Когда ты все делаешь правильно и не умираешь, ты прямо чувствуешь себя Джоном Уиком — прямо не передаваемые ощущение. Перестрелки одновременно тактические и яростные.
Но игра страдает от затянутости и однообразия. Никаких сюрпризов и уникальных ситуаций тут нет. А босс, несколько я помню, повторяется несколько раз и каждый раз он убивается по одной и той же схеме.
Однако стрелять все равно весело, да и сама игра остается уникальной, так что да — поиграть в нее стоит.
Это какие?
«мне казалось, что я уже купил в „Стиме“ всё, что хотел, однако до сих пор продолжаю с некоторой периодичностью выбрасывать деньги в монитор» — это база.
Спасибо за марафон, потыркаю, когда допройду оригинальную дилогию.
БрокколиЭэээ, а не пробовал хорошие игры?