15 июля 15 июл. 8 1950

Диалектика мифа в God of War: Боги Олимпа

+20
Лучший блог недели
2000 ₽

«Миф есть чудо» — писал философ А. Ф. Лосев. Чудом кажется и победа Кратоса над Аресом — помните, как герой убивает бога войны мечом Олимпа? Но это чудо иного рода — Лосев назвал бы его поздней героикой. Миф же философ понимает как «подлинную, живую реальность», которая функционирует по своим внутренним законам. Эти законы можно понять только оказавшись внутри мифического пространства. Как раз такую возможность реализуют игры серии God of war.

Обложка — из свободного доступа
Обложка — из свободного доступа

О том, как мир «Бога войны» смотрит на миф, и пойдет речь в этой статье.

«God of war» и источники мифа

Оригинальная трилогия God of war и ее спин-оффы разворачиваются в мире древнегреческих мифов. Кратос, главный герой серии, — полубог, сын Зевса и Каллисто, воин Спарты и позже — новый бог войны. Перед нами пример деконструкции классического древнегреческого нарратива: в знакомых декорациях вводится новый культурный герой.

Кратоса можно назвать культовым (знаменитым в поп-культуре) и культурным героем
Кратоса можно назвать культовым (знаменитым в поп-культуре) и культурным героем

Но прежде чем посмотреть, как серия God of war обращается к мифологическим сюжетам и перестраивает их, нужно понять, чем являются и не являются реальные мифы.

Этой теме посвящена классическая книга Алексея Федоровича Лосева «Диалектика мифа». В ней автор заявляет, что миф не является вымыслом, фикцией, аллегорией, фантастикой и др, а является подлинной реальностью. Парадокс? Но эта идея ясна как мир: посмотрите на миф глазами носителя мифа. Так древний грек видел Зевса, громовержца эгидодержавного, царем Олимпа. По мысли Лосева (и не только его) будет ошибкой сказать, что Зевс есть только персонификация природных сил или аллегория власти, или что-то иное еще. Такие трактовки возможны, но не с точки зрения мифа.

Иными словами — Зевс это Зевс. Книжный взгляд на мифологию видит в мифе сказку: классическая книга Н. Куна «Мифы и легенды Древней Греции» оформляет эти сюжеты именно так. Для многих из нас все эти истории просто вымысел, фикция, аллегория или фантастика, игра воображения.

Откуда мы знаем мифы? В книге Куна указаны основные источники, с которых автор пересказывал сюжеты. Это произведения Гомера, Гесиода, Геродота, Эсхила, Софокла, Еврипида, Псевдо-Аполлодора, Вергилия, Овидия и др. Но произведения эти («Илиада» и «Одиссея» и др.) тоже не миф. Мифом (его вариацией) можно назвать только те отрывки текста, в которых они излагаются. Так, в XXI песне «Илиады» встречается фрагмент мифа о рождении мира:

С ним, Громовержцем, ни царь Ахелой не дерзает равняться, / Ни могуществом страшный, седой Океан беспредельный, / Тот, из которого всякий источник и всякое море, / Реки, ключи и глубокие кладези все истекают; / Но трепещет и он всемогущего Зевса перунов / И ужасного грома, когда от Олимпа он грянет.

Гомер (в переводе Гнедича)

В этом мифе Океан (Уран) — источник всех вод и начало вселенной — у Гомера подвластен Зевсу. Однако нужно помнить, что «Илиада» — это поэма, художественное произведение, в котором миф скорее инструмент повествования, а не цель (что справедливо и для God of war). Это основная проблема древнего мифа: что есть миф, а что его интерпретация — сказать наверняка сложно.

В поэме «Теогония» изложена иная версия рождения мира — из Хаоса. Она самая распространенная в аутентичных текстах и хорошо знакома широкой публике:

Прежде всего во всей вселенной Хаос зародился, а следом / Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, / [Вечных богов, обитателей снежных вершин олимпийских], / Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, / И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос. / Сладкоистомный, — у всех он богов и людей земнородных / Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Гесиод (в переводе Вересаева)

Но даже в произведении Гесиода, которое рассказывает только историю рождения мира, находится место для художественного вымысла. А. Ф. Лосев замечает, что «идея всеобъемлющей роли Земли, матери богов и всего мира, принадлежит впервые, пожалуй, именно Гесиоду. Возможно, что и Эрот впервые именно Гесиодом извлечен из культового мифа и возведен на столь большую теогоническую высоту».

Мифологическая карта греческого мира God of war
Мифологическая карта греческого мира God of war

Вопреки обывательскому мнению — никакого единого мифологического сюжета нет — его не существует. В текстах мифографов мы имеем дело с вариантами и вариациями, а в художественных произведениях — с интерпретациями и переинтерпретациями.

Живые мифологии сложны и противоречивы. Авторы художественных произведений, основанных на мифах, занимаются устранением этих противоречий, оформляя единую мифологическую вселенную. Создатели «Бога войны» проделали именно такую работу. Дэвид Яффе, game director первой God of war, вдохновился книгой Эдит Гамильтон Mythology: Timeless Tales of Gods and Heroes, по-видимому, она легла в основу мифологической вселенной «Бога войны».

Обложка первого издания — 1942 год. В этой книге изложены и прокомментированы мифы Древней Греции (и дано введение в мифологию Скандинавии). Хрестоматийная работа в англоязычной системе образования
Обложка первого издания — 1942 год. В этой книге изложены и прокомментированы мифы Древней Греции (и дано введение в мифологию Скандинавии). Хрестоматийная работа в англоязычной системе образования

Сценаристка оригинальной трилогии Марианна Кравчик в интервью рассказывала, что Кратос был придумал с чистого листа. Это дало творческую свободу в подаче истории и создании мира игры. Кори Барлог, ведущий аниматор оригинала, возглавил разработку со второй части. Он проработал мир Кратоса вместе с большой командой Santa Monica Studio. Разработчики не только умело сплели свою мифологическую вселенную из множества культурных текстов, но создали своего рода новый художественный «миф».

Миф о Кратосе

Миф — это (условно) сам сюжет, «ядро» истории. Например, историю воцарения Зевса можно представить так: титан Кронос хотел поглотить очередного сына, Гея, его жена, отдала мужу вместо ребенка камень, а сына спрятала в горе Олимп; Зевс вырос, он объединил силы богов против отца Кроноса и других титанов. Этот сюжет называется «Титаномахией». Он может меняться в деталях в зависимости от изложения, но его суть в том, что Зевс, победив Титанов, стал царем Олимпа.

Гюстава Доре — Битва Титанов (1866)
Гюстава Доре — Битва Титанов (1866)

В играх серии God of war главный герой встраивается в мифологическую иерархию богов. Он полубог. Такой же как, например, Геракл. Вспомним, что Кратос вырос в Спарте (вместе со своим братом Деймосом), он демонстрировал необыкновенную физическую силу и храбрость. В молодости спас Спарту от нашествия варваров (чуть не погиб, но заключил сделку с богом войны Аресом). В припадке безумия убил собственную семью и был вынужден остаться на службе у Ареса.

Невооруженным глазом видны сходства истории Кратоса и Геракла: нечеловеческая сила, спасение города, убийство в безумии, служба как наказание. Таким образом, orginal главного героя God of war как бы повторяет моменты реального мифа. В третьей части серии это обыгрывается: Геракл предстает противником (и двойником) Кратоса, оба они сыновья Зевса, но пока один защищает царя Олимпа, другой — охотится за ним.

«Битва титанов» — фильм 1981 года (реж. Десмонд Дэвис). Вольная экранизация мифа о Персее. Дэвид Яффе называет эту картину одним из источников вдохновения для создания God of war
«Битва титанов» — фильм 1981 года (реж. Десмонд Дэвис). Вольная экранизация мифа о Персее. Дэвид Яффе называет эту картину одним из источников вдохновения для создания God of war

Кроме Геракла у Кратоса находятся общие черты с Тесеем, Персеем и Ахиллом.

Интересна параллель с Ахиллом. Его гнев — причина всех событий «Илиады». Согласно Троянскому циклу, от сына Зевса и Фетиды может произойти тот, кто сможет свергнуть Громовержца. В игре гнев Кратоса — это его главная сила, с ее помощью он убивает врагов и богов. Таким образом, Кратос принимает на себя роль Разрушителя мира. По некоторым источникам падение Трои знаменует скорое падение Олимпа, которое по играм суждено воплотить Кратосу.

Триумф Ахилла — фреска Франца фон Мача (1892). Здесь изображен сюжет истязания убитого Гектора. Ахилл как и Кратос жесток к своим врагам
Триумф Ахилла — фреска Франца фон Мача (1892). Здесь изображен сюжет истязания убитого Гектора. Ахилл как и Кратос жесток к своим врагам

Таким образом, художественный миф God of war перестраивается вокруг нового ядра — Кратоса. При этом общая логика мифа сохраняется, а символы (атрибуты мифа) переосмысляются.

Боги живые и мертвые

Но можно ли назвать миф о Кратосе живым? Лосев называет миф живым, если у него есть носители. Но кто же носители мифа о Боге войны? В определенном смысле это его создатели и фанаты — те люди, которые проживают события игры и смотрят на них глазами ее героев. История Кратоса стала для многих детей поколения Z важным источником древнегреческой мифологии. В этом случае похождения Кратоса подменяют собой мифологию, но в форме субкультуры— в виде фандома.

Фанаты God of war знают, что Кратос существует и в аутентичных источниках. Κράτος — буквально «власть/сила», сын Афины и Стикс, брат Ники (Победы), Биа (Силы) и Зелус (Славы). Мы знаем об этом Кратосе из Гесиода и Эсхила. В «Теогонии» он представлен вместе со своими братьями — символами войны. В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» Кратос вместе с Беа приводят Прометея к скале. Именно Кратос просит кузнеца-Гефеста приковать мятежного бога.

Гефест, исполни приговор / Царя богов: к вершине скал гранитных / Железными цепями ты прикуй / Преступного. Венец твой лучезарный — / Огонь украв, он людям в дар принес. / За то его наказывают боги, / Дабы он власть Крониона признал / И разлюбил людей

Эсхил (в переводе Мережковского)

В игровом «мифе», как уже было сказано, Кратос является центром мира, вокруг которого перестраиваются сюжеты. Так встреча Кратоса и Прометея в God of war II обыграна во Дворце мойр: Кратос освобождает Прометея от оков, но вместе с тем избавляет его страдания в олимпийском огне. Кратос получает силу титана, а Прометей освобождается от наказания, погибнув в огне, — том самом, который он даровал людям.

Прометей в God of War II (2007)
Прометей в God of War II (2007)

В этом случае миф получает иную концовку и интерпретацию. По некоторым мифологическим источникам, Зевс в конце-концов прощает Прометея, это знаменует расцвет эпохи людей и начало Троянской войны. Однако в игровой «мифе» война ахейцев и троянцев вообще не попадает в основные события. Она была, но когда и почему — одному Гомеру известно.

Сюжеты God of war вообще далеки от человеческой истории. Что не удивительно: основное внимание обращено на борьбу богов. Арес берет штурмом Афины, Афина покровительствует Кратосу и помогает ему вместе с Зевсом стать новым богом войны, далее Кратос идет войной на Родос, его останавливают Зевс и Афина — так Кратос во второй и третьей частях становится на путь войны с олимпийцами. Причем все основные боги и герои (вроде Геракла) показаны как прислужники еще большего хаоса, чем то, которое творит Кратос.

«Миф» о Кратосе очевидно представлен его глазами. Поэтому его «миф» полон ненависти и жестокости к богам Олимпа.

God Of Ward, Ghost Of Sparta, Dark Horse Comics
God Of Ward, Ghost Of Sparta, Dark Horse Comics

Хвала Зевсу! — за пределы дискурса о God of war эта новая «мифология» не выходит. Тем не менее сюжеты «Бога войны» создают новый стереотип о легендах Древней Греции. Это касается не только героев и их сюжетов, но и облика мира, и его устройства.

Легендарная Эллада

Мир Древней Греции в играх God of War отличается от исторической реальности настолько сильно, насколько современный человек отличается от древнего грека. Каждая локация наполнена эпическим размахом, монументальной архитектурой и геймплейными условностями, значительно (и намеренно) отличающимся от исторических свидетельств об Элладе. И это не удивительно — ведь God of War это «миф» современный, и он отражает мифологический взгляд человека XXI века. Но даже за таким видением лежат целые культурные слои представлений о древнегреческом мире. Рассмотрим конкретные примеры известных городов и игровых локаций.

Исторические Афины были сравнительно небольшим городом-государством, хотя и играли важную роль в культурной и политической жизни Греции. В God of War мы видим грандиозные сооружения, впечатляющие своей величиной и красотой. Город окружён массивными стенами, храм Афины возвышается высоко над уровнем моря, а сам полис выглядит монументально.

Игровая адаптация подчеркивает романтизированный, идеальный образ полиса, создаётся впечатление масштабного имперского центра, каким его видели художники XVIII–XIX веков.

Сравните картину И. Каффи «Храм Гефеста, Афины» (1809) с концепт-артом Пустыни потерянных душ в God of war I
Сравните картину И. Каффи «Храм Гефеста, Афины» (1809) с концепт-артом Пустыни потерянных душ в God of war I

Подобный художественный прием делает мир зрелищным, позволяя игрокам почувствовать себя частью великих мифологических событий. Вместе с тем это естественный механизма мифа: в человеческом сознании эпохальные события обычно мыслятся чем-то исполинским, колоссальным.

К слову о колоссальном. Родос — город, в истории известный великим Колоссом, одним из чудес света. В начале второй части God of War Колосс Родосский встречает игрока в качестве локального босса. По сюжету исполинский памятник оживляет Афина, чтобы остановить Кратоса. Хотя оригинальное изображение Колосса утрачено, разработчики придумали свою версию монумента. Она основана на представлении европейских художников XVIII–XX веков, изображающих подобные памятники как огромных размеров конструкции похожих, например, на американскую Статую Свободы.

Колосс Родосский. Гравюра 1745 года, фрагмент картины Сальвадора Дали (1954) и скриншот из God of war II
Колосс Родосский. Гравюра 1745 года, фрагмент картины Сальвадора Дали (1954) и скриншот из God of war II

Кроме того, сюжет о живой статуе тоже родом из Греции. Так в мифе о Пигмалионе статуя Галатеи оживает силой олимпийской богини Афродиты. Хотя в God of war этот сюжет обыгран во многом на уровне геймплея — сражение с гигантским противником в начале игры это своего рода традиция серии.

Мир «Бога войны» выстраивает облик легендарной Эллады не только на основе европейского искусства, но и голливудского кино (в жанре пеплум), арта в жанре фэнтези и др. Все эти референсы навеяны романтизмом. Романтизированная Греция — это тоже миф, который формировался веками и все дальше отдалял легендарный мир от исторической реальности.

Картина Тьеполо — Аллегория планет и континетов (1752 г.) Классицистическое и романтическое искусства видят в мифах идеалы, тем самым переосмысливая мифологию и ее облик
Картина Тьеполо — Аллегория планет и континетов (1752 г.) Классицистическое и романтическое искусства видят в мифах идеалы, тем самым переосмысливая мифологию и ее облик

Посмотрите, как отличается Спарта в живописи, фильмах и играх от исторических реконструкций — это как будто параллельные вселенные. Одной из таких вселенных стал мир God of War, в котором даже легендарные объекты показаны через призму мифов о мифе. Вспомнить хотя бы храм Пандоры: прикованный к спине Кроноса (=как в мифе о Сизифе) это вариация лабиринта (=как у Минотавра), который построил по велению богов некий Пафос Вердан III (параллели с Дедалом, Архимедом и др).

Таким образом, облик Древней Греции в God of War является сложной художественной фантазией, одной множества версий мифической Эллады.

Диалектика и выводы

Так как же представлена диалектика мифа в God of war? Мы рассмотрели примеры различных проявлений мифа на нескольких уровнях.

«Мыслитель», скульптура Огюста Родена и Кратос на троне бога войны, коллекционная фигурка
«Мыслитель», скульптура Огюста Родена и Кратос на троне бога войны, коллекционная фигурка

На первом — оригинальный миф о Кратосе, вписанный в классические мотивы, но кардинально преобразованный по смыслам и эмоциям (деконструкция мифа). Второй уровень связан с визуализацией мифологического мира и его символов, которые выстраивают целостное художественное начало игры (модернизация мифа). И третий уровень — это наше восприятие (интерпретация мифа).

Игроки «Бога войны» одновременно считывают художественные смыслы и иногда (невольно, в воображении) заменяют ими традиционные мифологические источники. Это расширяет наши культурные границы и обогащает коллективную память мифологическими образами. Иными словами, благодаря кровавым историям о боге войны древнегреческие мифы до сих пор «живут» в умах миллионов людей.


God of War

Платформы
PS2 | PS3 | PSV
Теги
Дата выхода
22 марта 2005
1.7K
4.2
1 033 оценки
Моя оценка
1.6K
4.4
975 оценок
Моя оценка
2.3K
4.4
1 501 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Яростно(как Кратос) плюсую!!!

Будучи культурологом по образованию, мальчиком с детства любившим греческие мифы по природе и воспитанию. И взрослым уже человеком к моменту своего знакомства с серией в 2006-м году. Влюбился в данные игры сразу же. И вплетение героя в мифы и изображение персонажей(почти всех) мне нравятся. Я всегда считал Кратоса классическим героем трагедии. Он собственно в играх таким и показан.

Ну и как фанат серии замечу двух сводных братьев по отцу Персея и Геракла. Которых Кратос убивает во II и III частях. Озвучивали в оригинале Гарри Хэмлин из фильма «Битва Титанов» и Кевин Сорбо из «Удивительные странствия Геракла». Что даёт особенное переплетение интерпретаций образов их героев.

Материальное воплощение «Призрака Спарты».

Название: KRATOS Statue.

Производитель: Sideshow.

Год выпуска: 2010.

Масштаб: 43 См.

Материал: Полистоун.

Мировой тираж: 1500.

Номер экземпляра: 833/1500.

My Vengeance Ends Now!!!

Как знал, что под названием статьи Лосев кроется)
Моё почтение и большой респект за блог!

Да, пасиба. Поправлю. Хотя это не из основного текста — я редактировал только основной и продолжаю редактировать, каждый день перечитываю свою писанину.

Очень круто! Спасибо за поддержку

Спасибо, что не деконструкция ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Эта слова Роберта Оппенгеймера, цитата из древнеиндийской поэмы «Бхагавад-гита» появляется в God of war II в виде пасхального яйца.

С окончаниями бы разобраться. И запятыми. Наверно, надо: «Эти слова Роберта Оппенгеймера, цитата из древнеиндийской поэмы „Бхагавад-гита“, появляются в God of war II в виде пасхального яйца.»

И деконструкция, и ещё много всего

Читай также