Саундтрек — пожалуй, самое главное наследие Xenogears. И… Я до сих пор не знаю, как относиться к нему. Не потому, что Ясунори Мицуда, опять заработавший себя до полусмерти, вдруг связал веник. Рвать душу игра начинает уже в начальном видеоролике, знакомя игрока с главным лейтмотивом всея игры в композиции Dark Daybreak. Всего несколько нот, однако они передают «дух» игры лучше тысяч обзорщиков-словоблудов. Другой важный лейтмотив идёт как бы от обратного: фрагментами звучит и в музыкальной шкатулке, и на карте мира, но полную его версию доведётся услышать аж в финальных титрах.
Думаю, моя проблема с саундтреком в том, что при меньшем количестве композиций в сравнении с недавним Chrono Trigger'ом в нём стало на порядок больше функциональной музыки. То есть такой, которая работает в контексте игрового окружения, создавая нужное настроение. Стоит её из этого окружения вырвать и слушать как один большой альбом, как возникает стойкое желание пропускать некоторые «скучные» треки, чтобы побыстрее перейти ко «вкусным». Но и в рамках контекста саундтрек бывает… Нудноват. Подолгу слушать «арабскую ночь» в городе Дазил утомительно, а от звучания темы столицы Кислёва, насквозь пропитанной пылью, копотью и бренностью бытия, хочется повеситься. С точки зрения авторской задумки вопросов никаких, но как будто бы просто не моя чашка чая.
Но это пара случаев, когда саундтрек для меня не работает. Теперь поговорим о сотне случаев, когда он работает. Для начала, Мицудыч опять это сделал. Вторая лесная тема в его исполнении и второй огонь. Причём если Secret of the Forest из Chrono Trigger был весь такой мечтательный и поэтичный, то The Blackmoon Forest представляет лес как не самое безопасное место, куда по доброй воле жопу не потащишь. И хоть я ругал городские темы, не все из них так уж и скучны. Тема города-баржи Таммуз — так-то топчик. Бодрая, в меру весёлая, чуть патетическая в припевной части. Прямо веришь, что заправляют ей НАСТОЯЩИЕ. ЛЮДИ. МОРЯ. А при написании темы Шевата композитор как будто мыслями витал в античной эпохе из Chrono Trigger, отчего у него получилась ещё одна Corridors of Time. Саундтрек игры частенько как будто одной ногой стоит в композиторском дебюте Мицуды: как в плане музыкальных фраз, так и по части подбора инструментария.
The Wind Calls to Shevat in the Blue Sky
Но в чём Мицудыч по-настоящему хорош, так это в эмоциональных мелодиях, которые бы позволили в полной мере прочувствовать всё, что за душой у пиксельных болванчиков. Пафосный Граф обзавёлся не менее пафосной темой. Начинаясь хаотично на нарочито вытянутых глиссандо, будто силясь найти твёрдую почву под ногами, композиция впоследствии переходит в настолько злодейский маршевый ритм с триолями, что тут сам Дарт Вейдер покраснеет. Душещипательная October Mermaid, посвящённая Эмеральде и ранней реинкарнации Фея и Элли из третьей эпохи, щиплет душу особенно больно из-за того, что создатели не успели этой арке уделить достаточно времени. А для случаев, когда надо не грустить, а грустить-грустить, есть трек Tears of the Stars, Thoughts of the People, который первыми нотами как гвоздями вколачивает тоску в сердце. В общем, Xenogears знает, как сделать игроку плохо сразу на нескольких уровнях восприятия.
Когда я шерстил глазами обзоры игры и её музыки, иногда натыкался на мнение, что у творчества Мицуды есть одна уязвимость — боевые темы. Странно, конечно, такое слышать во временной линии, где существует тема Магуса из Chrono Trigger… Но да, Мицудыча любят за многое, но в основном не за его умение создавать сочные «боевички». Потому что даже когда он старается, у него выходит…
Но ничего, и до противоречивого Chrono Cross'а мы тоже однажды доберёмся. Что же до Xenogears, то проблема её «боевой» натуры не в том, что она как-то плохо написана, а в том, что её тупо мало: тема битвы да тема босса. Иногда ещё другие композиции как бы «перетекают» в зарубу, но целенаправленных мордобойчиков тут самый минимум. Хотя тема босса Crimson Knight, должен сказать, очень неплоха. В ней Мицуду будто бы покусал Сакимото, из-за чего трек немного отдаёт вайбами Final Fantasy Tactics, возвращаясь в привычное русло буквально последней фразой перед выходом на повтор.
А что до голосового семпла, который за слоями эхо почти не разобрать, то в нём звучит фрагмент фразы «Total sentence imposed is ten years in the state prison», которую судья Роберт Томас произнёс в адрес Кристиана Брандо в зале суда по делу об убийстве Дага Дроллета в 1990 году. …Каким образом этот кусок занесло аж в Японию и как он очутился в компьютере Мицуды — загадка. Видимо, таким же образом, каким он очутился пару лет спустя и в компьютере Френка Клепаки, который использовал тот же фрагмент при работе над саундтреком для C&C: Renegade, а если точнее — для композиции Ammo Clip. Просто… ШТО.
Также в портфолио Мицуды появился эмбиент… Ну или то, что хочет им быть, музыкально отталкиваясь не от мелодической структуры, а от формирования некоего музыкального ландшафта. Яркий пример — тема Фея под названием The One Who is Torn Apart. Самый минимум музыкального наполнения, идущий поверх остинатного баса… Даже не баса — остинатного гула. Однако и его хватает, чтобы передать тот раздрай, что творится в голове у главного, казалось бы, героя. Тема финального босса One Who Bares Fangs at God тоже взяла на вооружение тактику минимальной музыкальной выразительности, формируя звуковой ландшафт и модулируя всю получившуюся структуру в другую тональность для создания динамики. Не самый тривиальный подход для создания той самой последней кульминации, после которой будет уже занавес.
И вишенка (м-м, вишнёвый джем…) — закрывающая вокальная тема Small Two of Pieces в исполнении Джоанн Хогг. Идеальное завершение грандиозной истории… Которое вы, скорее всего, проведёте не за прослушиванием песни, а за внутренним осмыслением того, ЧТО ЭТО ВООБЩЕ СЕЙЧАС БЫЛО. Ну-с, неадекватный размах игры явно подталкивает к её повторному прохождению, поскольку на втором круге станут лучше понятны герои, их поступки, а в случайно брошенных фразах и загадочных заставках начнут угадываться чеховские ружья.
А теперь — аранжировочки! В случае с Chrono Trigger'ом я позволил себе слабость и вырезал главу про фанатское творчество из обзора, так что буду отдуваться. Да и поговорить нам определённо есть о чём, потому что первая аранжировка музыки из Xenogears под названием Creid вышла в год релиза самого Xenogears. Мицудыч повторил свой же прикол с Chrono Trigger и дополнил оригинальное звучание игры тем, каким это звучание он видел за пределами синтезаторов и аппаратных ограничений PS1. Что ж, грандиозный размах игры диктовал более грандиозный размах альбома, так что Мицуда-сан позвал музыкантов из GUIDO — тех самых, кто забабахал альбом The Brink of Time по Chrono Trigger'у в стиле эйсид-джаз, — участников группы ZABADAK Ёко Уэно и Томохико Киру и даже победительницу Евровидения 1996 Эймар Куинн. На всю казну творил милорд.
ШТОШ. Если ранее Мицуду несло в «этнику» частично, то теперь она его поглотила целиком. Если бы не видеоигровые корни, то Creid вполне бы сошёл за независимый альбом кельтской музыки… С небольшими реверансами в сторону музыки Востока — спасибо городу Дазил и пятому треку. Но релиз и правда мощный. Открывающая композиция Melkaba, основанная на Dark Daybreak, сохраняет ключевой лейтмотив игры, но формирует вокруг него совершенно другое настроение: более певучее, живое и прозрачное по звуку. Единственная придирка: все эти этнические распевы мне сильно грузят мозг, отчего казуально под написание обзора не послушаешь…
Мой личный фаворит — трек Balto, в котором странным образом переплелись тема пролога и столицы Ав. Точнее они следуют друг за другом, но Мицуда аранжировал этот переход так, что он не кажется нелогичным. Просто естественное развитие одной мелодии в другую, ничего необычного. Фаворит №2 — Stairs of Light, потому что он тупо весёлый. Приятная фестивальная тема, напоминающая о том, что битвы с богами и падения цивилизаций происходят не каждый день, и время на простую жизнь и простые же радости тоже остаётся.
Следующим крупным событием в музыкальной жизни Xenogears стал 2011 год и альбом Myth, в котором Мицуда в сотрудничестве с несколькими аранжировщиками переложил ряд игровых треков на оркестровые рельсы. Многие оригинальные композиции были прям рождены для исполнения живьём, потому серьёзных модификаций для исполнения оркестром не потребовали. Смущает только подбор треков. Ни темы Графа, ни боевого Crimson Knight… После мощной оркестровой темы Dark Daybreak композитор будто уходит в расслабон, выжимая из игры всю лирику, которая в нём была. Альбом так-то топчик, но Мицудыч в нём будто бы не до конца представил величие и красоту оригинального саундтрека. Своего же оригинального саундтрека.
Dark Daybreak (Orchestra Version)
My Village Is Number One (Orchestra Version)
В 2018 году по случаю 20-летия игры прорвало уже фанатскую плотину, и вышло сразу два мега-альбома: Shattered Memories и OMEGA. И поскольку они такие офигенные, пройдёмся вкратце по обоим. Shattered Memories за авторством коллектива Pixel Mixers интересен уже как минимум тем, что он придерживается последовательности треков из оригинального саундтрека, но к самому процессу аранжировки относится очень открыто. По итогу получился не такой винегрет из жанров, как если бы за проект взялись ребята из OCRemix, однако и «пиксельные миксеры» способны приятно, как говорится, порадовать.
Капельку уважения наконец-то получил Граф, которого Мицуда активно динамил, а после его темы идёт не менее огненная Fusе, обогатившаяся тяжёлыми металлами. И хотел бы я похвалить авторов за крутые боевые темы, но с Crimson Knight они всё-таки промазали. Какой-то он невнятный и вообще на оригинал мало похож. Прологовая тема и тема Таммуз превратились в неплохие рок-баллады, а пыльная композиция Invasion, под которую пришлось всю столицу Кислёва истоптать, обогатилась музыкальной выразительностью.
Bonds of Sea and Fire [Ian Martyn, Darby Cupid, Jeff Potts]
Grafh, Emperor of Darkness [Mordra, Tremendouz, Zohar Emulator]
Invasion [Mind Waker, Justin Thornburgh, Gunderslam, Drakenheim]
The One Who is Torn Apart [Hashel/Danilo Ciaffi/Mind Waker/OzoneOne/Justin Thornburgh]
Но за аранжировку The One Who is Torn Apart я снимаю шляпу. До поры до времени кавер не отходит от оригинала ни на шаг, также погружая в транс неторопливым наслоением разных инструментов. Когда же в повествовании появляется придумка аранжировщиков, то поругать её хочется лишь за слишком выпирающий из микса электронный орган. В остальном он прекрасен. И в противовес этой прекрасности финальная тема One Who Bares Fangs at God едва обращает на себя внимание. Гитары лупят остинатный аккорд, а на роль ведущей мелодической линии посадили ну совсем уж синтетический лид.
Что же до альбома OMEGA, за которой отвечали Materia Collective, то в связке с предыдущим у них получилось «тех же щей да пожиже влей». К слову, он тоже следует плейлисту оригинального саундтрека, и я не знаю, это такое удачное совпадение, или все гении мыслят одинаково. Открывающая аранжировка Dark Daybreak сразу заслуживает упоминания. Уж сколько раз Мицуда перекладывал оригинальный трек на живые инструменты, облачая его то в кельтские, то в оркестровые формы, но ребята из Materia Collective поступили иначе и дополнительно подчеркнули его полусинтетическую природу. Хорошее начало, сразу обозначающее амбиции авторов.
Без сюрпризов, впрочем, тоже не обошлось. Электронная вариация арабской темы города Дазил мне пришлась по нраву. И что они сделали с темой Графа!.. Кто-то серьёзно подумал, что оригинал был недостаточно пафосно-злодейским, и надо накинуть больше? Это офигенно, дайте мне больше такого, ещё больше! Но дальше у нас тема Барта, которая отправилась покорять Бродвей. Уморительно, совсем не в его духе, но слушается с удовольствием. А вот тему рядовых сражений Stage of Death аранжировали как будто с оглядкой на великий и ужасный Gale из Chrono Cross. Звуковой балаган, который, будь он прям таким в самой игре, убил бы меня уже к десятому случайному бою.
На мой вкус, альбому сильно недостаёт «вах!»-треков. Да, открывающая тема очень хороша, а аранжировка темы Графа даже удивила. Однако основную массу альбома составляют либо просто нормальные треки, либо странные звуковые эксперименты, которые больше одного раза слушать не тянет. И когда я уже не надеялся, что услышу ещё хоть что-то впечатляющее, под самый конец порадовала аранжировка One Who Bares Fangs at God. Отказавшись от цикличной структуры оригинального трека и насытив музыкальное повествование большей мелодической вариативностью с применением хора, авторы превратили композицию в то, что действительно достойно звания кульминации грандиозного эпоса.
И наконец, на сцену — в буквальном смысле — выходит наш любимый Мицудыч, который на 20-летие Xenogears в стороне не остался и бахнул то, что многократно перекрыло все предыдущие его релизы по мотивам игры. Xenogears 20th Anniversary Concert — это не просто очередное оркестровое переложение оригинальных композиций. Это очень живое и фактурное произведение, в котором каждому треку уделено максимум внимания. Надо хор — будет вам хор, надо поддать огоньку в боевых темах — к арсеналу оркестровых инструментов добавятся электрогитара и вся барабанная установка, превращающие творящееся действо в настоящую рок-оперу. И едрёна вошь! — наконец-то Граф получил от батьки капельку уважения, и его тема, соединённая с треком Fuse в одно цельное произведение, из-за своей крутости лишь заставила меня желать услышать её однажды живьём. Эх…
Grahf, Ruler of Darkness / Fuse
Dreams of the Brave / Deadly Dance
И это всего за первые полчаса концерта! Там столько всякой крутотенечки происходит: a cappella в исполнении ирландского вокального ансамбля Anúna, периодически выбегающий на сцену Мицуда, внезапная боевая тема, выскакивающая сразу после окончания другого трека, как будто реально случайное сражение началось… На первом часу прослушивания моё сердце было растоплено окончательно. И тут в музыку врывается Crimson Knight. С тем самым семплом «Total sentence imposed is…» из оригинального трека. Всё, пацаны. Я счастливая сладкая лужица, оставьте меня. Не знаю, в каком ещё месте можно этот релиз облизать, он прекрасен. Но пора бы уж и честь знать.
Лучшие комментарии
Позитивируемся лучшей JRPG-рыжулей. Да, я не объективен.
Саундтрек великолепен. Познакомился с ним лет 20 назад, а все еще время от времени с удовольствием слушаю его. Под него хорошо пишется. :-)
Очень внушают и ролики к Xenogears.
Человек благородных вкусов.
Ремейк бы игре. Одна из лучших РПГ.