Если бы меня просили описать каждую часть Persona одним словом, то этот список наименований был бы следующим:
Persona 5 Royal-справедливость
Persona 3 Reload-скорбь
А вот Persona 4 Golden-…счастье
По некоторым личным причинам прохождение P4G, заняло у меня куда больше времени, чем планировалось, но это чисто личное, что на самом деле на обзор влиять не должно.
P4G-это идеальный пример для сочинения «Как я провёл это лето». Игра пестрит тёплыми красками и приятными чувства уюта и дружелюбия. Сколько не бы не происходило ужасов на окном, дома тебя всегда ждут родные и близкие люди, которые всегда поддержат.
Стоит сделать помарку, что хоть в названии и есть 4, что внезапно идёт после 3, P4G является самой старой из обозреваемых частей, соответственно и стоит сделать ей поблажку за возраст. Ремейк, к слову, анонсировали буквально на днях, что является идеальным поводом поговорить об игре. И нет, я не готовил обзор конкретно к анонсу ремейку, ибо тогда обзор вышел бы раньше.
Сюжет
По сюжету главный герой, названный в моём случае Ёсиро Акудзава (и мне по-прежнему всё равно на каноничные имена главных героев) по причине уезда родителей в командировку аж на целый год, отправляется год жить в деревню Инаба, ведь там живёт его дядя вместе со своей дочерью. Там ему предстоит учиться, находить друзей и решать местные проблемы.
Наверное, самый жизнерадостный старт игры из всех 3, у гг нет проблем ни с законом, ни с родителями. Невзгоды начинаются только после приезда Ёсиро в Инабу. Буквально на следующий день в деревне происходит загадочное убийство, которое вам с друзьями предстоит раскрыть, также по старому доброму принципу раскрытия Персон и налаживания соц. связей.
Как и в двух других частях, в основе игры стоит религиозный миф, только если в 5 части было Христианство, в 3 греческая мифология, то здесь у нас Синтоизм, а конкретно легенда об Идзанаги и Идзанами. Чтобы подогреть ваш инетерс, скажу, что персону главного героя зовут Идзанаги. К слову, это самая стилёвая персона одного из основных персонажей из всех, что только были.
В отличии от 3 части про злодеев сказать особо нечего, личность убийцы (лично для меня) становится очевидно буквально сразу. Остальные же злодеи меня не особо впечатлили.
Параллельный мир вновь претерпел изменения и теперь это загадочный Телемир, где появилось подобие Дворцов из 5 части. Только если в 5 мы крали сокровище из Дворца злодея, чтобы тот сознался в своих злодеяниях, то в этой части мы напротив, пробираемся в Замки уже хороших ребят и буквально помогаем им победить теневую версию себя. Что из себя представляют Замки это мы обговорим позже… и очень эмоционально.
А пока лишь скажу, что 4 Персона, пожалуй, самая наименее драматичная и очень сильно контрастирует с 3, буквально настроение игры кидает в резко противоположную стезю. Что лично мне не сильно близко. Местами было ощущение уж излишнего количества веселья и радости. Да, может быть (так оно и есть), это я просто дед инсайд, которому роднее атмосфера скорби из 3. Но объективно говоря, в этой части идёт очень большой акцент на времяпрепровождение с друзьями, на всякие поездки, фестивали и так далее. Но если же вам нравится такой вайб бесконечного лета…не того Бесконечного лета…а я таких людей знаю, у кого 4 самая любимая часть, то в этом плане P4G определённо для вас.
Геймплей
Уф…ох…ух…мэээх…нее…да неее, ну не надо.
Один мой друг после прохождения P4G сказал, что геймплей в игре (именно что касается JRPG-составляющей) такой себе на фоне остальных частей…мне же ближе изречение чела из интернета о том, что игра просто вас ненавидит, точнее НЕНАВИДИТ.
Помните я говорил про Замки? Знаете, что это они из себя представляют? Это мать их узкие коридоры-лабиринты, где избежать боя с тенью практически невозможно, так ещё если ты промахнулся и не ударил Тень в спину, то она в мгновение оббегает тебя и бьёт тебя уже в спину, от чего ты Тени получают преимущество. В бою, ну ладно это, это просто одинаковые коридоры просто с разными декорациями и музыкой. Если сами бои хорошие, то пусть их будет сколь угодно…хы…
Кто балансил этот Ад? Кто это делал? Каким чёртом разрабы вообще умудрились сделать то, что сделали? Я начинал игру на средней сложности, не на высокой, т. к. меня предупреждал ранее упомянутый друг. И всё было нормально… первые пару боёв. А потом начался полный сюр, если Тень получила преимущество, то в 70% случаев вы отлетаете на начало этажа. Да даже если бой равный, противники могут быть просто быстрее от чего их ход может быть раньше, и они также вынесут вас за 2 заклинания. В некоторых боях просто жизненно необходимо иметь преимущество в начале боя и вынести противников за первый круг, иначе вы отлетаете. И я вам это всё рассказываю про средний уровень сложности, так вот даже на лёгком у меня встречались подобного рода проблемы в обычных боях, что уже про босс-файты говорить. И не говорите мне про прокачку, ибо я постоянно сражался в начальных боях…ибо избежать их почти невозможно. Великая благодать если в конце боя вам выпадет карта на невидимость для врагов.
Так что, я выбрал для себя здоровые нервы, потому просто включил воскрешение прямо во время боя. То есть вы в случае смерти воскрешаетесь с фулл ОЗ и ОД, а противники остаются в том же состоянии, что и были. И я считаю это вполне честным на фоне того, что выдаёт мне игра в обычном геймплее, очень надеюсь, что в Revival это исправят, ибо иначе играть Замки — это просто мука.
Чтобы разбавить поток негатива забавный факт на полях, если вы смотрели «Наруто», то наверняка узнаете почти все имена персон персонажей.
Что касается повседневного геймплея, то тут проблем нет, всё на своих местах. В определённые дни может встретиться с определёнными персонажами, с которыми тем самым развиваем отношения и так до 10 уровня. Но зато характеристик для прокачки у гг теперь аж целых 5 и по-прежнему некоторые необходимо прокачивать для развития социальных связей.
Так как игра старая, то камера у нас почти статичная, но это можно списать на возраст, да и не сильно это и мешает. Немного спорным может показаться дизайн 3д-моделек персонажей, а именно чиби-стиль, когда сами портреты вполне нормальные и естественные, но к нему быстро привыкаешь и особо не обращаешь внимания.
Из мини-игр нашёл я только рыбалку и полагаю, что она единственная в игре. Зато чего в игре с избытком, так это доп. заданий, только в отличии от 3 части выдаёт их не персонаж из Бархатной комнаты, а почти любой житель Инабы и чтобы выполнить почти все, необходимо найти тот или иной предмет в том или ином Замке, то есть гриндить. Геймплей Замков я описал выше.
Музыка
Честно, как-то едино охарактеризовать музыку в P4G мне тяжело. Самое приближенное это, наверное, японский поп-рок, т. к. большинство боевых тем это заводные песни и лёгкими рифами с какими-то танцевальными мотивами.
Темы Замков вообще охарактеризовать вообще сложно, они довольно разнообразны и есть как просто красивые лёгкие мелодии, так и 8-битная электроника. И, к слову, исполнительница на этот раз одна, как и в 5 части, но честно, особо сказать про неё ничего не могу. Может, как и в просто красивые завывания, так и в своего рода рэп, но в общем голос красивый, со своей работой справляется это точно. В принципе, музыка в Persona всегда была имбой.
Самые запоминающиеся для меня песни для меня оказались Reach Out To The Truth и Backside Of The TV, это что касается боевых тем, но, а среди повседневных однозначно и безоговорочно SNOWFLAKES-зимняя повседневная тема, она прям прекрасна, невероятно красивая для повседневной темы и на голову выше всех остальных тем. Реально, эта песня создаёт невероятную зимнюю атмосферу даже в июне, мне как ценителю зимы, невероятно нравится. Ну и конечно же, Never more-песня из финальных титров, как всегда на высоте, тут как обычно просто потрясающая. Лёгкая песня с ноткой летней меланхолии. Вообще забавно, что из части к части от 3 к 5 песни в титрах становятся всё более и более печальными, хотя казалось бы 3 была самой депрессивной. Интересный парадокс.
Итог
Persona 4 Golden-это увлекательная история с душевными персонажами, пропитанная добротой и любовь к жизни. Да, в игре повествуется о расследовании по делу убийства, а каждому персонажу по ходу истории предстоит столкнутся со своей тёмной частью, буквально побороть её, после чего вместе с друзьями идти в светлое будущее. В будущее, где ярко и тепло, в будущее, в котором всегда смех и веселье, в будущее где всегда будет завтра.
Да, с технической стороны игра подустарела и точно нуждается в срочном ребалансе геймплея, но это всё также Persona. Хотя, всё же, я немного поправлю себя и скажу, что P4G иная нежели остальные части. Тут фокус идёт не столько на основной сюжет и детективную составляющую, сколько на взаимодействие персонажей и атмосферу, что они создают.
Но в любом случае, в своей сути игра такая же хорошая, с глубокими и правильными мыслями. Рекомендовал ли я её, как первую часть? Да даже не знаю, честно, пройдя 3 последних части считаю, что любая из частей Persona по-своему уникальна. Вы можете пройти, как их все, так и только одну, но в любом случае это будет незабываемый опыт, но это уже тема совершенно другого поста…
Лучшие комментарии
У меня по аналогичным причинам, любимая пятая (с серией познакомился с 3-й). Атмосфера крупного города и beneath the mask в дождливые дни, покорила меня.
Жду ремейк четверки. В П3Р со сложностью и балансом все норм, так что думаю не оплашают. Но робко надеюсь, что сделают локации поразнообразнее. Это вообще главная беда всего мегатена.
Очень люблю 4ю часть. Может это играет синдром утенка (потому что первая игра из серии, которую попробовал, и первая JRPG), но очень доставляет вся эта атмосфера детектива в небольшой деревне, приправленная классной музыкой и интересными персонажами. И хоть 3 и 5 части тоже очень хорошие игры, но они вот вообще противоположные по атмосфере, что на самом деле круто.
Всё думал как-нибудь перепройти четвёрку с русификатором, но теперь думаю дождусь уже ремейка, отличный повод сравнить ощущения.
А насчёт сложности согласен, она здесь очень неровная. Для меня первый дворец был самый сложный и на харде дал прикурить, а вот последующие были ощутимо проще.
Ну, писать просто что *враги быстрее* как то не правильно. Жырпг же, у них просто статы выше, потому и не атакуешь первым. Душню, да
А насчёт сложности да. На самом лёгком (который с воскрешениями), в самом первом дворце, после перехода на повышенный уровень дворца (1-4 этажи самые слабые враги, 5-вроде 7 враги уже другие и сильнее) я получил вполне себе звонких оплеух. При том, что я полностью исследовал каждый этаж, все сундуки искал, прокачался практически до 10+- лвл, и все равно писос лови
В банях было ещё смешнее (2 замок), ибо для квестов и ловли жнеца в первом замке я бегал так долго, что по итогу провел там часов 5-6, прокачался до 26 лвл по моему (закончив его по сюжету на +-15 лвл), пришел во второй замок. И мне навалили так, что у меня у всей пати осталось меньше трети жизни. На самом первом враге в этом замке. На 26 уровне. Когда первый замок, повторюсь, ты можешь закончить сюжетно ну максимум на 15 уровне, если захочешь немного дольше побегать. Я шизоид, я бегал сильно дольше, и получил по хлебалу. На самом низком уровне сложности повторюсь
А прокачка через карты это верх бессмысленности. За победу над врагом тебе может выпасть шанс забрать карточку улучшений. Минимум их три, максимум пока встречал вроде 6, а может 5. Они могут дать хп, карту навыка, невидимость для врагов на этаже, больше денег, больше опыта, уровень для персоны гг, или +1 у какой нибудь стате. Можно взять только одну, но есть карты, которые уменьшают кол-во денег/опыта/предметов, но позволяют взять больше карт, и если забрать их все, то после следующего боя тебе 100% дадут ещё раз забрать карты. И так можно постоянно.
И как могли уже понять — постоянно бегая убивая врагов, получая карты, и прокачивая статы персоне, по итогу твоя новая персона, которую ты можешь получить через слияние, будет чуть ли не на треть ниже по статам, чем та, с которой ты пробежал весь замок. Нет, конечно можно каждые три уровня сбегать из замка через расходуемый предмет, и создавать себе новую персону. Но это как то ещё более затягивает. Единственный + этого действия был в том, что у новых персон после одного из рубежей уровней повышается сила навыков, и тут уже статы ролять будут чуть меньше, ибо более сильные скиллы тут все же выигрывают
Пока вы не придёте в четвертый замок, и вам не выпадет карта на повышения уровня скилла. Тут уже всё. Настолько все, что пробежав половину замка, у меня эти карты уже не работают, ибо все скиллы максимального ранга у моей персоны стали. А она где то 73-75 лвл. Мне тупо не зачем сейчас сидеть и заниматься слияниями новых персон, особенно потому, что статы их будут ниже, а скиллы те же. Единственное, зачем это нужно, это какие то уникальные мощные скиллы у хай лвл персон, которые добываются через групповые слияния 4-6 других персон. Но это надо сидеть, и создавать тех, кто для этого нужен, а я не задрот, которому надо все на 100% пройти
Кароч да. Я надеюсь что это все очень сильно поправят
При чем в релоаде тоже система с картами, но я если честно уже не помню, были ли там такие же заморочки со статами, уже давно проходил. П4г вот щас бегаю, как раз на середине четвертого замка
Ахахахаахаха, пфпфпфпфпф. Прохожу 6й раз. У теней, БУКВАЛЬНО ОДИН, паттерн нападения на игрока. Можно просто, с первого этажа до босса, ПРОБЕЖАТЬ мимо всех теней. Можно за всю игру не сражаться ни с одной тенью, только с боссами. А если ещё зацепить по ходу забегов золотых теней, даже не искать их целенаправленно, уровень твой будет близкий к идеальному, для каждого данжа.
Даже специально залогинился специально, впервые за годы, ну такая глупость написана, просто ужас
Флэшбекнулись прям видосы по Cuphead от IGN и Doom 2016 от Polygon.
То поди и до конца то не прошел? На третьем этаже Magatsu mandala, где надо мимо теней пробежать ЦЕЛЫЙ этаж, скипнул игру, видимо?
5 вообще-то, кек
Про скорость я как раз и имел в виду, что стат скорости у них выше, а как раз из него и складывается приоритет хода персонажа.
По поводу прокачки так глубоко в уровневую систему не углублялся, но тем не менее с ваши согласен. Вроде прошёл первый замок и всё ок, а на втором с ходу отлетаешь. Идёшь обратно в 1, а там опыта дают всего ничего, т.к. враги слабые, а босс выносит весь отряд с самого начала боя. Ну капец интересный геймплей.
Релоад, по ощущению, был самый сбалансированный. Вообще не помню каких-либо сложностей с Тартаром. Ну кроме того, что 280+ одинаковых этажей довольно таки скучное дело само по себе.